Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку. Отборочный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
5 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове рядом два гласных звука. | ||||||||||||||
1. моему | ||||||||||||||
2. видео Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. хозяева | ||||||||||||||
4. рисуешь | ||||||||||||||
5. сражение | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове при чтении звуков в обратном порядке образуется новое слово. | ||||||||||||||
1. руль | ||||||||||||||
2. штаб | ||||||||||||||
3. акт | ||||||||||||||
4. мель | ||||||||||||||
5. куль Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, образованное приставочным способом. | ||||||||||||||
1. ползать | ||||||||||||||
2. покупка | ||||||||||||||
3. почерк | ||||||||||||||
4. понятливый | ||||||||||||||
5. подышать Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какая словообразовательная цепочка составлена НЕВЕРНО. | ||||||||||||||
1. смех – смешить - насмешить | ||||||||||||||
2. вязать – завязать – завязка Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. темно – темнота – темнеть | ||||||||||||||
4. беречь – бережливый – бережливость | ||||||||||||||
5. три – тройка – троечник | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово является словообразующим (исходным) для всех остальных. | ||||||||||||||
1. зелень | ||||||||||||||
2. зеленеть | ||||||||||||||
3. зелено | ||||||||||||||
4. зелёный Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. зелёнка | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком примере глагол «идти» употреблен в другом значении, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. время идёт быстро | ||||||||||||||
2. работа идёт к концу | ||||||||||||||
3. снег идёт хлопьями Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. идут вступительные экзамены | ||||||||||||||
5. ребенку идёт пятый год | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой пословице употреблены антонимы. | ||||||||||||||
1. Жди горя от моря, а беды от воды. | ||||||||||||||
2. Деревья смотри в плодах, а людей в делах. | ||||||||||||||
3. Где умному горе, там глупому веселье. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Лучше ногою запнуться, чем языком. | ||||||||||||||
5. Без блинов не масленица, а без пирога не праздник. | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду все фразеологизмы являются синонимами. | ||||||||||||||
1. Яблоку негде упасть, как сельдей в бочке, шагу некуда ступить Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Под стол пешком ходит, от горшка два вершка, во весь рост | ||||||||||||||
3. Кот наплакал, с гулькин нос, грести лопатой | ||||||||||||||
4. Стреляный воробей, тёртый калач, пуганая ворона | ||||||||||||||
5. Бабушка надвое сказала, вилами по воде писано, шито белыми нитками | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове приставка обозначает направление движения. | ||||||||||||||
1. взреветь | ||||||||||||||
2. взбодриться | ||||||||||||||
3. взлететь Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. взбудоражить | ||||||||||||||
5. взвесить | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое существительное НЕ относится ко второму склонению. | ||||||||||||||
1. гений | ||||||||||||||
2. редактор | ||||||||||||||
3. путь Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. заявитель | ||||||||||||||
5. гость | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите существительное общего рода. | ||||||||||||||
1. молодежь | ||||||||||||||
2. комар | ||||||||||||||
3. гений | ||||||||||||||
4. повар | ||||||||||||||
5. обжора Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите синонимы, установив соответствия между словами из разных колонок (каждой букве должна соответствовать какая-нибудь цифра). | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите соответствие: средство языковой выразительности – пример из произведений Ю. Коваля. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данное предложение (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько в нём грамматических основ. Ответ введите цифрой. Уже наступило утро солнце поднялось над садами и дачами а я не просыпался и снился мне нелепый сон будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки чтоб побрить. (По Ю. Ковалю) | ||||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данные предложения (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько сложноподчиненных предложений содержится в данном тексте. Ответ введите цифрой. Порой на складе собиралось по пять-шесть псов и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. Он брал тогда какого-нибудь из своих сторожей на шнурок и вёл продавать на рынок. Но не было случая чтоб он выручил хотя бы рубль. На склад он возвращался еще и с приплодом. Кроме своего лохматого товара приводил и какого-нибудь Кубика которому некуда было приткнуться. (Ю. Коваль) | ||||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное суждение о данном тексте (знаки препинания не расставлены). (1)Душа у владельца курицы видимо всё-таки болела. (2)Однажды утром у калитки нашей появился сержант. (3)Он долго читал плакат про картофельную собаку и наконец решился войти. (4)Тузик сидел на цепи и конечно издали заприметил милиционера. (5)Он прицелился на него глазом и хотел было грозно залаять но почему-то раздумал. (6)Он не рычал и не грыз цепь чтоб сорваться с неё и растерзать вошедшего. (по Ю. Ковалю) | ||||||||||||||
1. Тип речи этого текста – повествование. | ||||||||||||||
2. Стиль текста художественный. | ||||||||||||||
3. В предложениях (1) и (4) есть вводные слова, обозначающие степень уверенности говорящего. | ||||||||||||||
4. Все предложения этого текста простые. Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. В предложении (4) есть историзм. | ||||||||||||||
6. В предложении (1) есть фразеологизм. | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне. | ||||||||||||||
1. пер…спевший п…мидор, неприк…сновенный запас, пот...рять зонтик | ||||||||||||||
2. пров…лился в подп…л, б…льшое дер..во, г…ворил с ук…ризной Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. расст…лить скат…рть, гол…систый сол…вей, р…кламный пл...кат | ||||||||||||||
4. пр…дставить н…вичка, д..ждливая п..года, раск…ленная печь | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова. | ||||||||||||||
1. выр…стить, к…сались, уд..вительно, р..внина | ||||||||||||||
2. пол…гаться, сокр…щать, подр..сли, дог…дался | ||||||||||||||
3. вент…ляция, к..сательная, к…рмашек, осл…пительный | ||||||||||||||
4. оз…рение, р…сточек, предпол…жить, зап…рли Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В какой строчке есть существительное, употреблённое в форме звательного падежа? В качестве ответа введите только цифрой номер строки без лишних знаков, например, 9. (1) Как взмолится золотая рыбка! (2) Голосом молвит человечьим: (3) "Отпусти ты, старче, меня в море! (4) Дорогой за себя дам откуп: (5) Откуплюсь чем только пожелаешь". (6) Удивился старик, испугался: (7) Он рыбачил тридцать лет и три года (8) И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (9) Отпустил он рыбку золотую (10) И сказал ей ласковое слово: (11) "Бог с тобою, золотая рыбка! (12) Твоего мне откупа не надо; (13) Ступай себе в синее море, (14) Гуляй там себе на просторе". (А. Пушкин) | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каких строчках есть слова с полногласием? В качестве ответа введите только номера строк без лишних знаков в порядке возрастания, например: 1367. (1)«Посади ты эту птицу, — (2)Молвил он царю, — на спицу; (3)Петушок мой золотой (4)Будет верный сторож твой: (5)Коль кругом все будет мирно, (6)Так сидеть он будет смирно; (7)Но лишь чуть со стороны (8)Ожидать тебе войны… (А. Пушкин) | ||||||||||||||
Правильный ответ 347 | ||||||||||||||