Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку. Отборочный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
5 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове рядом два гласных звука. | ||||||||||||||
1. жаркое | ||||||||||||||
2. секция | ||||||||||||||
3. виолончель Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. баянист | ||||||||||||||
5. общение | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове при чтении звуков в обратном порядке образуется новое слово. | ||||||||||||||
1. высь | ||||||||||||||
2. флаг | ||||||||||||||
3. дрожь | ||||||||||||||
4. бриг | ||||||||||||||
5. торг Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, образованное приставочным способом. | ||||||||||||||
1. поиск | ||||||||||||||
2. попробовать Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. поводок | ||||||||||||||
4. подорожник | ||||||||||||||
5. показной | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какая словообразовательная цепочка составлена правильно. | ||||||||||||||
1. сухой - сушка (белья) - сушить | ||||||||||||||
2. эффект - эффективный - эффективность | ||||||||||||||
3. шесть - шестидневка - шестидневный | ||||||||||||||
4. близкий - сблизить - приблизить | ||||||||||||||
5. холод - холодный - холодильник Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово является словообразующим (исходным) для всех остальных. | ||||||||||||||
1. слабеть | ||||||||||||||
2. слабо | ||||||||||||||
3. слабак | ||||||||||||||
4. слабость | ||||||||||||||
5. слабый Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком примере глагол «идти» употреблен в другом значении, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. переговоры идут успешно | ||||||||||||||
2. дождь идёт вторые сутки Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. встреча идёт к концу | ||||||||||||||
4. сериал идёт уже полгода | ||||||||||||||
5. жизнь идёт своим чередом | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой пословице употреблены антонимы. | ||||||||||||||
1. Не бойся собаки брехливой, а бойся молчаливой. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою. | ||||||||||||||
3. Муравей невелик, а горы копает. | ||||||||||||||
4. Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник. | ||||||||||||||
5. Один с сошкой, а семеро с ложкой. | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду все фразеологизмы являются синонимами. | ||||||||||||||
1. Шут гороховый, ворона в павлиньих перьях, буриданов осёл | ||||||||||||||
2. Бог знает где, медвежий угол, за семью печатями | ||||||||||||||
3. Когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг, во время оно | ||||||||||||||
4. Вывести на чистую воду, сорвать маску, обвести вокруг пальца | ||||||||||||||
5. На краю света, куда Макар телят не гонял, за тридевять земель, у черта на куличках Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове приставка обозначает начало действия | ||||||||||||||
1. заблокировать | ||||||||||||||
2. заказать | ||||||||||||||
3. запеть Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. заскочить | ||||||||||||||
5. захватить | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какое существительное относится ко второму склонению. | ||||||||||||||
1. время | ||||||||||||||
2. яблоко Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. путь | ||||||||||||||
4. дитя | ||||||||||||||
5. домино | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите существительное общего рода. | ||||||||||||||
1. директор | ||||||||||||||
2. выскочка Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. монпансье | ||||||||||||||
4. конферансье | ||||||||||||||
5. малышня | ||||||||||||||
Вопрос № 12 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите синонимы, установив соответствия между словами из разных колонок (каждой букве должна соответствовать какая-нибудь цифра). | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите соответствие: средство языковой выразительности – пример из произведений Ю. Коваля. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данное предложение (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько в нём грамматических основ. Ответ введите цифрой. Дождь вдруг ударил по воде сразу всеми каплями река закипела зашевелилась с такой силой будто сто язей шлёпнули хвостами о поверхность молнии гнулись над нею а в свете их прыгал в траве пойманный язь. (По Ю. Ковалю) | ||||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данные предложения (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько сложноподчиненных предложений содержится в данном тексте. Ответ введите цифрой. Душа у владельца курицы видимо всё-таки болела. Однажды утром у калитки нашей появился сержант. Он долго читал плакат про картофельную собаку и наконец решился войти. Тузик сидел на цепи и конечно издали заприметил милиционера. Он прицелился на него глазом и хотел было грозно залаять но почему-то раздумал. Он не рычал и не грыз цепь чтоб сорваться с неё и растерзать вошедшего. (по Ю. Ковалю) | ||||||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное суждение о данном тексте (знаки препинания не расставлены). (1)Порой на складе собиралось по пять-шесть псов и каждый день Аким Ильич варил им чугун картошки. (2)Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. (3)Он брал тогда какого-нибудь из своих сторожей на шнурок и вёл продавать на рынок. (4)Но не было случая чтоб он выручил хотя бы рубль. (5)На склад он возвращался еще и с приплодом. (6)Кроме своего лохматого товара приводил и какого-нибудь Кубика которому некуда было приткнуться. (по Ю. Ковалю) | ||||||||||||||
1. Тип речи этого текста – повествование. | ||||||||||||||
2. Стиль текста художественный. | ||||||||||||||
3. В предложении (6) есть перифраз(а). | ||||||||||||||
4. В предложениях (1), (2) и (6) есть собственные имена существительные. | ||||||||||||||
5. Предложения (1), (3), (5), (6) сложносочиненные, так как в них встречается сочинительный союз «и». Это правильный ответ | ||||||||||||||
6. Предложения (1), (4) и (6) сложные. | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне. | ||||||||||||||
1. в...черние сум…рки, в…сёлая п…дружка, св…жайший твор..жок | ||||||||||||||
2. те…тральная д…корация, оз…рять окрестн…сти, заж..гать св..чку | ||||||||||||||
3. прим…рять сап..ги, ут…чнить предск…зание, др..жал от хол…да Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. д…лёкая стр…на, выг...реть д…тла, пр…стое р…шение | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная в корне слова. | ||||||||||||||
1. заг..реть, ср..статься, заст..лить, обж..гать Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. пок…сившийся, распол…житься, прод…вец, уед….ненный | ||||||||||||||
3. дог…дался, прог…реть, выр…щенный, г...родская | ||||||||||||||
4. забл…стеть, водор…сли, пред…нность, переб...рать | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В какой строчке есть существительное, употреблённое в форме звательного падежа? В качестве ответа введите только цифрой номер строки без лишних знаков, например, 7. (1)Ну, что ж теперь мы будем делать? — сказал Тарас, смотря прямо ему в очи. (2)Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи. (3)— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи? (4)Андрий был безответен. (5)— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня! (6)Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом. (7)— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. (Н. Гоголь) | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каких строчках есть слова с полногласием? В качестве ответа введите только номера строк без лишних знаков в порядке возрастания, например: 1367. (1) Как взмолится золотая рыбка! (2) Голосом молвит человечьим: (3) "Отпусти ты, старче, меня в море! (4) Дорогой за себя дам откуп: (5) Откуплюсь чем только пожелаешь". (6) Удивился старик, испугался: (7) Он рыбачил тридцать лет и три года (8) И не слыхивал, чтоб рыба говорила. (А. Пушкин) | ||||||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||||||