Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку. Отборочный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором может быть два ударения. | ||||||||||||||
1. интеллигент | ||||||||||||||
2. горнозаводчик Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. термометр | ||||||||||||||
4. вскрикивает | ||||||||||||||
5. возмутительный | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определи, какое слово образовано иным способом, чем остальные. | ||||||||||||||
1. пройти | ||||||||||||||
2. предыстория | ||||||||||||||
3. некультурный | ||||||||||||||
4. отрегулировать | ||||||||||||||
5. безвыходный Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Запишите номера слов без пробелов и запятых в той последовательности, в какой должна быть составленная из них словообразовательная цепочка. 1. равновесие 2. уравновешивать 3. уравновешиваться 4. уравновесить 5. равновесный 6. равный | ||||||||||||||
Правильный ответ 651423 | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком словосочетании прилагательное имеет нулевое окончание? | ||||||||||||||
1. беличий мех Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. висячий мост | ||||||||||||||
3. сухарик поподжаристей | ||||||||||||||
4. жгучий перец | ||||||||||||||
5. колючий снег | ||||||||||||||
Вопрос № 5 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите каждому средству выразительности верный пример (все предложения взяты из рассказов Ю. Коваля). | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите суждение, в котором роль инфинитива (начальной формы глагола) определена НЕВЕРНО (все предложения взяты из рассказа Ю. Коваля «Картофельная собака»). 1. Наводить ужас на людей – вот было главное его занятие. 2. Чтоб предостеречь прохожих, я решил приколоть к забору надпись: «Осторожно – злая собака». 3. Только лишь вечером я отмыкал цепь, выводил Тузика погулять. 4. Временами на Акима Ильича нападало желание разбогатеть. | ||||||||||||||
1. В предложении 1 инфинитив является подлежащим. | ||||||||||||||
2. В предложении 2 инфинитив является частью сказуемого. | ||||||||||||||
3. В предложении 3 инфинитив является обстоятельством цели. | ||||||||||||||
4. В предложении 4 инфинитив является определением. | ||||||||||||||
5. Во всех предложениях инфинитив является сказуемым или его частью. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите среди данных слов заимствованное. | ||||||||||||||
1. голосистый | ||||||||||||||
2. обложка | ||||||||||||||
3. преграждать Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. городской | ||||||||||||||
5. молодожёны | ||||||||||||||
6. поворотить | ||||||||||||||
7. головёнка | ||||||||||||||
8. короткий | ||||||||||||||
9. холодный | ||||||||||||||
10. похороны | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данное предложение (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько в нем грамматических основ. Ответ введите цифрой. Мы знали что кучер из папиной больницы Марфушина симпатия а приказчик из аптекарского магазина зазнавала и просто дрянь потому что дразнит Марфушу Метламорфозой… (Л. Кассиль) | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком поэтическом фрагменте из произведений А. Пушкина представлен ассонанс. | ||||||||||||||
1. Пастух, плетя свой пестрый лапоть, Поет про волжских рыбарей... | ||||||||||||||
2. И конь скакал, и влекся вол, И своего верблюда вёл... | ||||||||||||||
3. Татьяна в темноте не спит И тихо с няней говорит. | ||||||||||||||
4. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь своим мечтам. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Посчитайте, в скольких словах встречается звук [щ’]. Ответ введите цифрой. 1. мужчина 2. вошедший 3. считать 4. обходчик 5. счастье 6. щетина 7. щучий 8. учиться 9. пешеход 10. объездчик | ||||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово неправильно поделено на фонетические слоги. | ||||||||||||||
1. По-дъезд | ||||||||||||||
2. ман-гал | ||||||||||||||
3. те-ле-грам-ма Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. фу-тбол | ||||||||||||||
5. ло-дка | ||||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Древнерусский алфавит развивался в течение веков, подстраивался под нужды языка и, конечно же, менялся. Укажите, в каком высказывании допущена фактическая ошибка. | ||||||||||||||
1. Ѫ — юс большой обозначал звук, который стал передаваться буквой У. | ||||||||||||||
2. Буквы Ё и Я были введены в алфавит при Петре I. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Ѧ — юс малый обозначал звук, который стал передаваться буквой Я. | ||||||||||||||
4. Ѳ — фита не исключалась из алфавита вплоть до реформы 1917 г., хотя она обозначала тот же звук, что и буква Ф. | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором допустим иной вариант ударения, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. вручит | ||||||||||||||
2. солит Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. звонит | ||||||||||||||
4. включит | ||||||||||||||
5. облегчит | ||||||||||||||
6. кровоточит | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой из пар отношения смысловые между словами не такие, как в остальных. | ||||||||||||||
1. прекрасный – замечательный | ||||||||||||||
2. высказал – произнёс | ||||||||||||||
3. мысль – фраза | ||||||||||||||
4. хочется – можется Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой паре оба словосочетания - фразеологизмы. | ||||||||||||||
1. задирать нос, на носу корабля | ||||||||||||||
2. зарубить на носу, повесить нос Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. держать нос по ветру, разбить нос | ||||||||||||||
4. совать нос, сломать нос | ||||||||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком словосочетании принцип подбора эпитета иной, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. зеленый шум… | ||||||||||||||
2. грохочущая слякоть | ||||||||||||||
3. сухая грусть | ||||||||||||||
4. женатый холостяк Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное утверждение. | ||||||||||||||
1. У одушевлённых существительных совпадают формы множественного числа винительного и родительного падежей, а у неодушевлённых — винительного и именительного падежей. | ||||||||||||||
2. Есть ряд существительных, у которых часть окончаний похожа на окончания одного типа склонения, а часть — на окончания другого типа. Такие существительные называются разносклоняемыми. | ||||||||||||||
3. Имя существительное — это изменяемая часть речи. Существительные могут изменяться по родам, числам и по падежам. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Особое внимание нужно обратить на склонение существительных, оканчивающихся на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ. В дательном и предложном падежах имеют окончание –и. | ||||||||||||||
5. К третьему типу склонения относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на -ь. Написание этой буквы после твёрдого или мягкого шипящего — дань традиции: так писали до XIV века. | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Образуйте от данных существительных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Укажите, в каком ряду все образованные слова у вас получатся с буквой О в суффиксе. | ||||||||||||||
1. дьяк, пиджак, порог, рог | ||||||||||||||
2. башмак, бык, петух, язык Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. бублик, горох, крюк, ящик | ||||||||||||||
4. маяк, человек, сапог, каблук | ||||||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком тексте все прилагательные качественные. | ||||||||||||||
1. В глухой чаще под развесистым деревом между могучими корнями жил в уютной тёплой норке настоящий тыпчик, маленький смешной зверёк с гладенькой короткой мягкой шерсткой, черненьким носиком и большими ушками. (Т. Рик) Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом. А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоёные пирожки и горячий чай с душистым лимоном. (Т. Рик) | ||||||||||||||
3. А маршал её величества! Красавец тоже мне! Каменное лицо и оловянный взгляд! Со своей слоновьей грацией все фарфоровые вазы в замке перебил! Зато в бою его цыплячья храбрость напоказ! (Т. Рик) | ||||||||||||||
Вопрос № 20 3 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком тексте у некоторых прилагательных изменился разряд? | ||||||||||||||
1. Однако самый никчемный человек в королевстве – это сам король. Деревянная башка! Ну на что тебе горностаевая мантия, если у тебя гусиная походка! Одно у него достояние – это орлиный нос! (Т. Рик) Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична». (Т. Рик) | ||||||||||||||
3. Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Все-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят! (Т. Рик) | ||||||||||||||