Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку. Отборочный тур. | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
6 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором может быть два ударения. | ||||||||||||||
1. переезжает | ||||||||||||||
2. офицерский | ||||||||||||||
3. засухоустойчивый Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. неточность | ||||||||||||||
5. гусеница | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определи, какое слово образовано иным способом, чем остальные. | ||||||||||||||
1. погостить | ||||||||||||||
2. небезызвестный | ||||||||||||||
3. обойти | ||||||||||||||
4. приезд Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. наехать | ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Запишите номера слов без пробелов и запятых в той последовательности, в какой должна быть составленная из них словообразовательная цепочка. 1. равный 2. уравновешенность 3. равновесие 4. уравновесить 5. уравновешенный 6. равновесный | ||||||||||||||
Правильный ответ 163452 | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком словосочетании прилагательное не имеет окончания? | ||||||||||||||
1. неудачное выступление | ||||||||||||||
2. яблоко поспелее Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. вечернее освещение | ||||||||||||||
4. официальное сообщение | ||||||||||||||
5. зимнее время | ||||||||||||||
Вопрос № 5 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите каждому средству выразительности верный пример (все предложения взяты из рассказов Ю. Коваля). | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите суждение, в котором роль инфинитива (начальной формы глагола) определена НЕВЕРНО (все предложения взяты из рассказов Ю. Коваля). 1. Приказываю выйти на охрану государственной границы. 2. Сидеть у костра на нашем отгороженном участке было чудно. 3. Фыркая опилками, он [Тузик] кинулся к Акиму Ильичу целоваться, а потом вихрем помчался по участку и несколько раз падал от восторга на землю и катался на спине. 4. У меня было задание написать рассказ про пограничников. | ||||||||||||||
1. В предложении 1 инфинитив является дополнением. | ||||||||||||||
2. В предложении 2 инфинитив является подлежащим. | ||||||||||||||
3. В предложении 3 инфинитив является обстоятельством цели. | ||||||||||||||
4. В предложении 4 инфинитив является определением. | ||||||||||||||
5. Во всех предложениях инфинитив является сказуемым или частью сказуемого. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Найдите среди данных слов исконно русское слово. | ||||||||||||||
1. прохлаждаться | ||||||||||||||
2. огласить | ||||||||||||||
3. увлечь | ||||||||||||||
4. хранитель | ||||||||||||||
5. младенец | ||||||||||||||
6. сократить | ||||||||||||||
7. благодать | ||||||||||||||
8. пригородный Это правильный ответ | ||||||||||||||
9. прекратить | ||||||||||||||
10. глашатай | ||||||||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте данное предложение (знаки препинания не расставлены). Определите, сколько в нем грамматических основ. Ответ введите цифрой. Аркашке напомнили что он бесплатный что учится он милостью добрых людей что революция тут ни при чем. (Л. Кассиль) | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком поэтическом фрагменте из произведений А. Пушкина представлена аллитерация. | ||||||||||||||
1. Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила. | ||||||||||||||
2. И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге... Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Улыбка на устах увянувших видна... | ||||||||||||||
4. Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Посчитайте, в скольких словах встречается звук [ц]. Ответ введите цифрой. 1. крупица 2. детство 3. лестница 4. учиться 5. вереница 6. чувство 7. обидеться 8. процесс 9. мастерство 10. считать | ||||||||||||||
Правильный ответ 7 | ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое слово неправильно поделено на слоги для переноса. | ||||||||||||||
1. те-ле-грам-ма | ||||||||||||||
2. лод-ка | ||||||||||||||
3. мед-ин-сти-тут | ||||||||||||||
4. фут-бол | ||||||||||||||
5. мор-оз-ный Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Древнерусский алфавит развивался в течение веков, подстраивался под нужды языка и, конечно же, менялся. Укажите, в каком высказывании допущена фактическая ошибка. | ||||||||||||||
1. Й и Ё закрепились в алфавите в 1917 г. | ||||||||||||||
2. Ѵ — ижица использовалась лишь в нескольких церковных терминах и именах церковного происхождения, именно поэтому она не сохранилась. | ||||||||||||||
3. До появления арабских цифр в России были особые символы на основе букв кириллицы, например, буква S (зело) обозначала 7. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Буквы Э и Я были введены в алфавит при Петре I. | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором ударение падает иначе, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. торты | ||||||||||||||
2. банты | ||||||||||||||
3. порты | ||||||||||||||
4. гербы Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. краны | ||||||||||||||
6. шарфы | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой из пар смысловые отношения между словами не такие, как в остальных. | ||||||||||||||
1. бубнить – бормотать | ||||||||||||||
2. изящный – грациозный | ||||||||||||||
3. лисонька – лисичка Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. правда – истина | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой паре оба словосочетания - фразеологизмы. | ||||||||||||||
1. надуть губы – надуть шарик | ||||||||||||||
2. повесить бельё – повесить нос | ||||||||||||||
3. на роду написано – вилами на воде писано Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. дырка от бублика – дырка в заборе | ||||||||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в какой фразе комический эффект создаётся за счёт иного приема, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. Гермиона была одна, в шоке и в гостиной Гриффиндора. | ||||||||||||||
2. Здесь не ступала нога не только человека, но и журналиста. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Я пил чай с барышней, лимоном и удовольствием. | ||||||||||||||
4. Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с желтенькими цветами. | ||||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите ошибочное утверждение. | ||||||||||||||
1. Глагол в форме настоящего и будущего времени изменяется по лицам, а в прошедшем времени по родам. | ||||||||||||||
2. Глаголы в предложении обычно выступают в роли сказуемых, однако в неопределённой форме (инфинитиве) могут быть любым членом предложения. | ||||||||||||||
3. У некоторых глаголов совершенный вид совпадает с несовершенным. Такие глаголы называются двувидовыми. | ||||||||||||||
4. Время, как и наклонение, является постоянным признаком глагола. Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. Глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени. | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Образуйте от данных существительных слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Укажите, в каком ряду все образованные слова у вас получатся с буквой Е в суффиксе. | ||||||||||||||
1. дьяк, сюртук, башмак, ящик | ||||||||||||||
2. жук, круг, пирог, стог | ||||||||||||||
3. овраг, человек, порог, желудок Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. мужик, каблук, бублик, горох | ||||||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком тексте все прилагательные качественные. | ||||||||||||||
1. Однако самый никчемный человек в королевстве – это сам король. Деревянная башка! Ну на что тебе горностаевая мантия, если у тебя гусиная походка! Одно у него достояние – это орлиный нос! (Т. Рик) | ||||||||||||||
2. Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода и немного прыщава. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична». (Т. Рик) Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Все-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят! (Т. Рик) | ||||||||||||||
Вопрос № 20 3 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком тексте у некоторых прилагательных изменился разряд. | ||||||||||||||
1. Старушка встала и подошла к зеркалу: - И внешне-то я много красивее их всех! У меня серебряная седина, огненный взор, собольи брови, сахарные уста и солнечная улыбка. Пусть злопыхатели говорят, что у меня на спине верблюжий горб! Это лишь лёгкое искривление осанки! (Т. Рик) Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Батюшки, вскипает! Срочно кинуть черепашьи потроха, кошачье ухо и ястребиный коготь! (Т. Рик) | ||||||||||||||
3. Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом. А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоёные пирожки и горячий чай с душистым лимоном. (Т. Рик) | ||||||||||||||