Литература. ШЭ. ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ |
Назад к списку блоков |
6 класс. Блок № 1 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 5 балла(ов) |
Соотнесите мифологические фразеологизмы и их значения. |
А | В | Сизифов труд Правильно:2 | 1. Крепкий сон | Ящик Пандоры Правильно:5 | 2. Бесполезные, но повторяющиеся усилия | Объятия Морфея Правильно:1 | 3. Работа, требующая грандиозных усилий | Узы Гименея Правильно:4 | 4. Супружество | Петь дифирамбы Правильно:6 | 5. Источник бед и проблем | | 6. Восхвалять, превозносить кого-то |
|
|
Вопрос № 2 5 балла(ов) |
Соотнесите фрагменты фольклорных текстов с их жанровыми определениями. |
А | В | Сказка о животных Правильно:3 | 1. Жил-был славный царь Дадон. С молоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело... | Волшебная сказка Правильно:4 | 2. Василёчки, василёчки, голубые васильки. Ах вы, милые цветочки, ах вы, цветики мои. | Былина Правильно:5 | 3. — Терем-теремок! Кто в тереме живет? — Я, мышка-норушка! А ты кто? — А я лягушка-квакушка. | Легенда Правильно:6 | 4. Царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за тридевять земель, в тридесятом царстве, есть сад с молодильными яблоками и колодец с живой водой. | Лирическая песня Правильно:2 | 5. В славном в Нове-граде Как был Садко-купец, богатый гость. | | 6. Много лет назад в этих местах жила девушка по имени Юрма, капризная и избалованная невеста. Многие богатые и знатные люди просили ее руки, но никому не удавалось завоевать сердце красавицы. |
|
|
Вопрос № 3 4 балла(ов) |
Соотнесите портреты поэтов и принадлежащие их перу стихотворные строчки. |
А | В | Правильно:3 | 1. Мы вольные птицы; пора, брат, пора! | Правильно:1 | 2. Я бедный листочек дубовый, // до срока созрел я и вырос в отчизне суровой... | Правильно:2 | 3. Я куплю себе // Косу новую; // Отобью ее, // Наточу ее... | Правильно:4 | 4. Только не сжата полоска одна... Грустную думу наводит она. | | 5. Кругом зима. Жестокая пора! |
|
|
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Текст одного из известных русских стихотворений был переведён компьютером последовательно на несколько языков, а затем обратно на русский. Перед вами отредактированный вариант этого «перевода». Прочитайте его и определите название исходного текста: Если позвонят и скажут: Уйти из России и жить на небесах, Я скажу: «Я не хочу рая. Отдайте мою страну». |
А.А. Блок "Россия" |
С.А. Есенин "Гой ты, Русь, моя родная..." Это правильный ответ |
М.Ю. Лермонтов "Родина" |
А.С. Пушкин "Узник" |
|
Вопрос № 5 2 балла(ов) |
Обложкой к какому произведению могла бы послужить данная ниже иллюстрация?
|
И.С. Тургенев "Бежин луг" Это правильный ответ |
Н.С. Лесков "Левша" |
Л.Н. Толстой "Детство" |
А.И. Куприн "Чудесный доктор" |
|
Вопрос № 6 4 балла(ов) |
Соотнесите названия и фрагменты произведений зарубежных писателей. |
А | В | "Гарри Поттер и тайная комната" Правильно:2 | 1. Пока я любовался этой необычной картиной, король уже спустился с башни и верхом на лошади направился в мою сторону, едва не поплатившись за подобную смелость. Его отменно выезженный конь при виде меня испугался – вероятно, ему показалось, что на него движется гора. | "Дети капитана Гранта" Правильно:3 | 2. Несовершеннолетним волшебникам применять магию вне стен школы категорически запрещается. | "Путешествия Гулливера" Правильно:1 | 3. На горизонте уже вырисовывался остров Арран, когда стоявший на вахте матрос доложил о том, что за кормой «Дункана» плывет какая-то огромная рыба. | "Робинзон Крузо" Правильно:5 | 4. И только один из потерпевших крушение не остался спать в пещере. Это был безутешный, отчаявшийся Наб, который до утра, несмотря на увещания товарищей, советовавших ему отдохнуть, блуждал по берегу, в отчаянии призывая своего хозяина. | | 5. Как только начался период дождей, я сел за работу и сплел очень много корзин. Они служили мне для разных надобностей: я носил в них землю, складывал всякие вещи и т.д. |
|
|
Вопрос № 7 2 балла(ов) |
Узнайте персонажа по иллюстрации.
|
Владимир Дубровский Это правильный ответ |
Кирила Петрович Троекуров |
Левша |
Жилин |
|
Вопрос № 8 5 балла(ов) |
Соотнесите термины и их определения. |
А | В | Аллитерация Правильно:2 | 1. Стилистическая фигура контраста в художественной речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов | Оксюморон Правильно:4 | 2. Стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность | Антитеза Правильно:1 | 3. Стилистический приём повтора гласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность | Портрет Правильно:6 | 4. Соединение противоречий | Деталь Правильно:5 | 5. Выразительная подробность в произведении, несущая смысловую нагрузку | | 6. Изображение внешности героя как средство его характеристики |
|
|
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Узнайте отечественного писателя по фактам его биографии.
Во время Первой мировой войны служил в санитарном поезде, во время Великой Отечественной был военным корреспондентом. Его рассказы, сказки, очерки, посвящённые природе родного края, отличаются точностью описания, богатством и выразительностью языка. |
В.В. Бианки |
Ю.К. Олеша |
К.Г. Паустовский Это правильный ответ |
А.С. Грин |
А.П. Платонов |
М.М. Пришвин |
|
Вопрос № 10 4 балла(ов) |
Установите соответствие между фамилией автора и иллюстрацией к его произведению. |
А | В | А.И. Куприн Правильно:3 | 1. | В.Г. Распутин Правильно:1 | 2. | Р.И. Фраерман Правильно:5 | 3. | В.В. Маяковский Правильно:4 | 4. | | 5. |
|
|
Вопрос № 11 5 балла(ов) |
Установите соответствие между фрагментом произведения и его жанровой характеристикой. |
А | В | Летопись Правильно:4 | 1. Дубовый листок оторвался от ветки родимой... | Роман Правильно:6 | 2. Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. | Лирическое стихотворение Правильно:1 | 3. Платов сорвал зеленый чехол, открыл шкатулку, вынул из ваты золотую табакерку, а из табакерки бриллиантовый орех, — видит: аглицкая блоха лежит там какая была, а кроме ее ничего больше нет. | Рассказ Правильно:2 | 4. Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля. | Сказ Правильно:3 | 5. — Ах, мамочка, мамочка!— перебила ее Мари.— Ведь это же были следы великой битвы между куклами и мышами! | | 6. Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин... Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. |
|
|
Вопрос № 12 2 балла(ов) |
Памятник какому русскому писателю установлен на главной улице г. Челябинска - проспекте Ленина?
|
А.П. Чехов |
И.А. Бунин |
М. Горький Это правильный ответ |
А.И. Куприн |
В.В. Маяковский |
|
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Какой способ рифмовки использован в следующей строфе стихотворения южноуральского поэта В.А. Богданова (1937-1975)? А за околицей села, Придя от снега в удивленье, Берёза ветви подняла, Остановилась, как мгновенье… |
Парная |
Перекрёстная Это правильный ответ |
Кольцевая |
|
Вопрос № 14 2 балла(ов) |
Определите размер стихотворения известного южноуральского поэта Михаила Львова (1917-1988) по следующему фрагменту: Ты сегодня дымишься за дальнею далью, За снегами, которым не видно конца. Златоуст, Златоуст! Нержавеющей сталью Это имя нам детство вписало в сердца. |
Хорей |
Ямб |
Дактиль |
Амфибрахий |
Анапест Это правильный ответ |
|
Вопрос № 15 3 балла(ов) |
Какие приёмы и средства выразительности НЕ использованы в данном фрагменте стихотворения известной южноуральской поэтессы Нины Кондратковской (1913-1991): Люблю людей, влюблённых в камни! Шлифуя мраморный излом, Они беседуют с веками, Как с земляками за столом. И обнаруживают в яшме Нерукотворные цветы И величавые пейзажи Неповторимой красоты. Укажите цифры правильных ответов в порядке возрастания без пробелов и запятых. Например: 258 1. Риторический вопрос 2. Риторическое восклицание 3. Сравнение 4. Метонимия 5. Эпитет 6. Метафора 7. Градация |
Правильный ответ 147 |
|