Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Литература 2011 (Очный тур)
13.04.2011 - 13.04.2011

Список участников

Ниже Вы можете ознакомиться с поименным списком участников, приглашенных на очный тур по итогам отборочного тура, школьного тура и прошлогоднего очного тура. Правила отбора участников определены положением об Интеллектуальном марафоне, размещенном в разделе ДОКУМЕНТЫ.
Список участников

Любителям русской литературы

Мы рады приветствовать Вас на очном туре олимпиады по литературе на Кубок Главы города. Если Вы любите русскую литературу, обладаете даром красноречия, превосходными познавательными способностями, тонкой интуицией, наша олимпиада для Вас! Она поможет Вам стать образованным, интеллектуально развитым, нравственным человеком. Неслучайно Лев Николаевич Толстой говорил: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».

Участники олимпиады

К участию в очном туре олимпиады приглашаются победители и призёры заочного тура, учащиеся 5 – 6 классов образовательных учреждений города Челябинска.

Расписание олимпиады

Очный тур олимпиады пройдет 13 апреля 2011 года в Гимназии № 80 по адресу: улица Елькина 88, проезд городским транспортом до остановки «Воровского». Регистрация участников – 13-30 – 14-00 часов. Начало олимпиады – 14-00. Продолжительность очного тура олимпиады – 1 час 30 минут.
Апелляция по результатам олимпиады состоится 20 апреля 2011 года с 15-00 до 16-00 часов в Гимназии № 80 по адресу: улица Елькина 88, проезд городским транспортом до остановки «Воровского», заявления на апелляцию принимаются в электронном виде по адресу: E-mail: nikolaeva.vlada@gmail.com
Участникам необходимо иметь при себе письменные принадлежности и вторую обувь. Сопровождающие при регистрации должны предоставить приказ ОУ о сопровождении участников олимпиады.

Программа олимпиады

Олимпиада состоит из трёх частей:
1 часть – задания с выбором ответа;
2 часть – задания с числовым ответом;
3 часть – творческое задание.

На олимпиаде учащимся могут быть предложены задания по следующим произведениям:

5 класс

1.Русские литературные сказки.
2.И.С.Тургенев «Муму».
3.Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
4.В.А.Жуковский Сказки.
5.Устное народное творчество.
6.А.С.Пушкин Сказки, «Руслан и Людмила».
7.П.П. Ершов «Конёк – горбунок».
8. Басни.
9.Мифология.

6 класс

1.Басни.
2. Баллады.
3.А.С.Пушкин «Повести Белкина», «Руслан и Людмила», «Дубровский».
4.М.Ю.Лермонтов «Бородино».
5. Басни.
6.Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
7.И.С.Тургенев «Записки охотника».
8. Рассказы А.П.Чехова.

Очный тур первой олимпиады по литературе на Кубок Главы города. 5 класс.

I блок. Задания с выбором ответа, оцениваемые в 3 балла. Выберите букву правильного ответа и занесите в соответствующую графу таблицы бланка ответов.
1. Назовите годы жизни А.С.Пушкина:
А) 1814 - 1841 Б) 1901 - 1975 В) 1799 - 1837 Г) 1799 - 1835
2. Чем становится для автора русский язык «во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах родины…»?
А) опорой и поддержкой
Б) утешением
В) предметом гордости
Г) восторгом и благоговением
3. Что такое басня?
А) маленькое сатирическое стихотворение
Б) краткий, чаще всего стихотворный рассказ нравоучительного содержания
В) небольшое стихотворение, имеющее сюжет, в котором автор передаёт свои переживания
Г) стихотворение печального содержания
4. Продолжи пословицу Свиная рожа….
А) на всех похожа Б) везде вхожа В) всего дороже Г) у него тоже
5. Как называется стихотворение А.С.Пушкина, начинающееся строками:
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
А) «Зимнее утро»
Б) «Зимняя дорога»
В) «Бесы»
Г) «Няне»
6. Кто из сказочных героев «не живёт» в пушкинском лукоморье?
А) леший Б) кот В) русалка Г) Змей Горыныч
7. Назовите жанр произведения И.С.Тургенева «Муму»?
А) поэма Б) рассказ В) баллада Г) басня
8. Определите художественный троп в данных строках:
А потом пронёсся лёгкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.
А) эпитет Б) сравнение В) метафора Г) ирония
9. Представьте, что перед вами записная книжка писателя с черновыми набросками будущего произведения. Назовите автора и произведение.
Месяц в кармане. Метель. Полёты во сне и наяву. Невеста дома одна.
Особенности национальной охота на чертей. В Петербург!
А) А.С. Пушкин «Метель»
Б) Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
В) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Г) М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»
10.Кто о ком сказал эти слова:
«Победителю ученику от побеждённого учителя»?
А) В.А.Жуковский о А.С.Пушкине
Б) В.Одоевский о А.С.Пушкине
В) Н.А.Некрасов о М.В.Ломоносове
Г) А.С.Пушкин о М.Ю.Лермонтове
11. С каким городом связано имя А.П.Чехова?
А) Ялта Б) Тарханы В) Севастополь Г) Пятигорск
12.Назовите участников забавного диалога:
- Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого чёрта.
- Когда нужно чёрта, то и ступай к чёрту!
- Для того-то я пришёл к тебе, кроме тебя, я думаю, никто не знает дороги к нему.
- Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.
А) Вакула и Пацюк из повести «Ночь перед Рождеством»
Б) Кум Панас и Чуб из повести «Ночь перед Рождеством»
В) Черевик и хлопцы из повести «Сорочинская ярмарка»
Г) Дед и ведьмы из повести «Пропавшая грамота»
II блок. Задания с цифровым ответом, оцениваемые в 4 балла. Цифру правильного ответа занесите в соответствующую графу таблицы бланка ответов.
1.Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе?
2. В скольких произведениях А.С.Пушкина действует дружина из 33 человек?
3.Сколько лет было А.С.Пушкину, когда он поступил в лицей?
4. Сколько среди перечисленных встречается поговорок:
- лягушки кричат – спать пора;
-заяц дорогу перебежит – к несчастью;
-без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
-после дождичка в четверг
5.Сколько действующих лиц в квартете из басни И.А.Крылова «Квартет»?
6.Сколько соперников было у Руслана в поэме «Руслан и Людмила»?
7.Сколько раз посещают корабельщики царя Салтана, передавая ему приглашение от сына?
8.Сколько желаний старухи выполнила золотая рыбка в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
9.Сколько в ряду лишних понятий: эпос, лирика, басня, драма.
10.Сколько видов народных сказок вы знаете?
11. Определите, сколько художественных средств использовано в этом отрывке:
А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду и колючий
мороз прошел по деревне.
12. Сколько лишних фамилий здесь представлено: Л.Толстой, А.Чехов, И.Тургенев, В. Тропинин, Бестужев- Марлинский, В.Одоевский, О. Кипренский, Н.Гоголь, Ф. Достоевский.


III блок. Творческое задание. Максимальное количество баллов – 16.

Прочитайте текст и выполните задания в бланке ответов.
А.П.Чехов «Пересолил»
Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось ещё проехать на лошадях вёрст-сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати вёрст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберётся.)
-Скажите, пожалуйста, где я могу найти здесь почтовых лошадей? – обратился землемер к станционному жандарму.
- Которых? Почтовых? Тут за сто вёрст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых... Да вам куда ехать?
-В Девкино, имение генерала Хохотова.
- Что ж? - зевнул жандарм.- Ступайте за станцию, там на дворе иногда бывают мужики, возят пассажиров.
Землемер вздохнул и поплёлся за станцию. Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашёл здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.
- Чёрт знает какая у тебя телега! - поморщился землемер, влезая в телегу.- Не разберёшь, где у неё зад, где перёд...
- Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перёд, а где сидит ваша милость, там зад...
Лошадёнка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами.
Когда возница приподнялся и стегнул её верёвочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул её ещё раз, то телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвёртого она тронулась с места.
- Этак мы всю дорогу поедем? - спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.
- До-о-едем! - успокоил возница.- Кобылка молодая, шустрая... Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь... Но-о-о, прокля...тая! Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась тёмная, замёрзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней, так наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно.
"Какая, однако, здесь глушь! - думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели.- Ни кола ни двора. Не ровен час - нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадёжный... Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная".
- Эй, милый,- спросил землемер,- как тебя зовут?
- Меня-то? Клим.
- Что, Клим, как у вас здесь? Не опасно? Не шалят?
- Ничего, бог миловал... Кому ж шалить?
- Это хорошо, что не шалят... Но на всякий случай всё-таки я взял с собой три револьвера,- соврал землемер.- А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться...
Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала и, словно нехотя, повернула налево.
"Куда же это он меня повёз? - подумал землемер.- Ехал всё прямо и вдруг налево.
Чего доброго, завезёт, подлец, в какую-нибудь трущобу и... и... Бывают ведь случаи!"
- Послушай,- обратился он к вознице.- Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль... Я люблю с разбойниками драться... На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... Однажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю... Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и... и сковырнёшь.
Клим оглянулся на землемера, заморгал всем лицом и стегнул по лошадёнке.
- Да, брат...- продолжал землемер.- Не дай бог со мной связаться. Мало того, что разбойник без рук, без ног останется, но ещё и перед судом ответит... Мне все судьи и исправники знакомы. Человек я казённый, нужный... Я вот еду, а начальству известно... так и глядят, чтоб мне кто-нибудь худа не сделал. Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы... По... по... постой! - заорал вдруг землемер. - Куда же это ты въехал? Куда ты меня везёшь?
- Да нешто не видите? Лес!
"Действительно, лес...- подумал землемер.- А я-то испугался! Однако, не нужно выдавать своего волнения... Он уже заметил, что я трушу. Отчего это он стал так часто на меня оглядываться? Наверное, замышляет что-нибудь... Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!"
- Послушай, Клим, зачем ты так гонишь лошадь?
- Я её не гоню. Сама разбежалась... Уж как разбежится, так никаким средством её не остановишь.. И сама она не рада, что у ней ноги такие.
- Врёшь, брат! Вижу, что врёшь! Только я тебе не советую так быстро ехать. Попридержи-ка лошадь... Слышишь? Попридержи!
- Зачем?
- А затем... затем, что за мной со станции должны выехать четыре товарища. Надо, чтоб они нас догнали... Они обещали догнать меня в этом лесу... С ними веселей будет ехать... Народ здоровый, коренастый... у каждого по пистолету... Что это ты всё оглядываешься и движешься, как на иголках? а? Я, брат, тово... брат... На меня нечего оглядываться... интересного во мне ничего нет... Разве вот револьверы только... Изволь, если хочешь, я их выну, покажу... Изволь...
Землемер сделал вид, что роется в карманах, и в это время случилось то, чего он не мог ожидать при всей своей трусости. Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще.
- Караул! - заголосил он.- Караул! Бери, окаянный, и лошадь и телегу, только не губи ты моей души! Караул!
Послышались скорые, удаляющиеся шаги, треск хвороста - и всё смолкло... Землемер, не ожидавший такого реприманда, первым делом остановил лошадь, потом уселся поудобней на телеге и стал думать.
"Убежал... испугался, дурак... Ну, как теперь быть? Самому продолжать путь нельзя, потому что дороги не знаю, да и могут подумать, что я у него лошадь украл... Как быть?" - Клим! Клим!
- Клим!..- ответило эхо.
От мысли, что ему всю ночь придётся просидеть в тёмном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.
- Климушка! - закричал он.- Голубчик! Где ты, Климушка?
Часа два кричал землемер, и только после того, как он охрип и помирился с мыслью о ночёвке в лесу, слабый ветерок донёс до него чей-то стон.

Ответьте на вопросы:
1.Куда и для чего поехал землемер?
2.Чем недоволен землемер?
3.Что виделось землемеру направо, налево и впереди?
4.Почему герой заговорил про револьверы?
5.Как землемер объясняет Климу необходимость ехать медленнее?
6.Каким представляете себе Клима (укажите 2 внешних и 2 внутренних признака)?
7. Какой, по твоему мнению, должен быть финал? Допишите рассказ, сохраняя стиль автора. Объём работы – 10 – 15 предложений.





Ответы очного тура олимпиады по литературе 5 класс

I блок. Задания с выбором ответа, оцениваемые в 3 балла. Максимальное количество баллов – 36.

1. в
2. а
3. б
4. б
5. в
6. г
7. б
8. а
9. б
10. а
11. а
12. а



II блок. Задания с цифровым ответом, оцениваемые в 4 балла. Максимальное количество баллов – 48.


1. 3
2. 2
3. 12
4. 3
5. 4
6. 3
7. 4
8. 4
9. 1
10. 3
11. 4
12. 2


Очный тур первой олимпиады по литературе на Кубок Главы города. 6 класс.

I блок. Задания с выбором ответа, оцениваемые в 3 балла. Выберите букву правильного ответа и занесите в соответствующую графу таблицы бланка ответов.
1. Назовите годы жизни М.Ю.Лермонтова:
А) 1814 - 1841 Б) 1788 – 1824 В) 1799 - 1837 Г)1809 - 1852
2. Герои какого произведения плавали на корабле «Беда»?
А) А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»
Б) А.Грин «Алые паруса»
В) Д.Дефо «Робинзон Крузо»
Г) В.Каверин «Два капитана»
3. Отгадайте термин по его определению:
Художественное преувеличение - …
А) постоянный эпитет
Б) антитеза
В) эмоции
Г) гипербола
4. Продолжи пословицу Курица по зёрнышку клюёт да …..
А) на всех плюёт
Б) яйцо несёт
В) сыто живёт
Г) «куд – куда» орёт
5. Кто является автором трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»:
А) М.Горький
Б) Л.Толстой
В) Н.Гаршин-Михайловский
Г) В.Короленко
6. Как называлось имение Берестовых в повести «Барышня – крестьянка»?
А) Тугилово
Б) Киреево
В) Аксаково
Г) Латухино
7. Кому принадлежит шапка – невидимка в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»?
А) Руслану Б) Финну В) Черномору Г) Людмиле
8.Назовите жанр произведения И.А.Крылова «Мартышка и очки»:
А) баллада Б) басня В) рассказ Г) стихотворение
9. Кто из писателей изображён в этом описании:
В детстве он стал свидетелем восстания Пугачёва и чуть не погиб,
в жизни был забиякой и драчуном, участником многих скандалов, обжорой и лентяем,
но блестяще образованным человеком. Известность приобрёл в жанре,
известном с античности,
ему поставлен памятник в Летнем саду в Петербурге.
А) А.С. Пушкин
Б) Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»
В) М.Ю.Лермонтов
Г) И.А.Крылов
10. Определите художественный троп:
А потом пронёсся лёгкий шум,
Торопливый, радостный и влажный.

А) метафора
Б) эпитет
В) олицетворение
Г) сравнение
11. Какую фамилию никак не мог вспомнить герой рассказа А.П.Чехова «Лошадиная фамилия»
А) Лошадкин Б) Овсов В) Жеребкин Г) Лошаков
12. Назовите писателя по биографическим данным:
Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком. Своё творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права. Известен нам как основоположник жанра « стихотворения в прозе».
А) А.С.Пушкин
Б) Л.Н.Толстой
В) В.Ю.Лермонтов
Г) И.С.Тургенев
II блок. Задания с цифровым ответом, оцениваемые в 4 балла. Цифру правильного ответа занесите в соответствующую графу таблицы бланка ответов.
1.Сколько лет не был Владимир Дубровский в своей деревне?
2. Сколько повестей входит в цикл «Повести Белкина» А.С.Пушкина?
3.Сколько лет провёл А.С.Пушкин в лицее?
4.Сколько сыновей было у Тараса Бульбы?
5. Сколько среди перечисленных встречается поговорок:
- лягушки кричат – спать пора;
-заяц дорогу перебежит – к несчастью;
-без труда не вытащишь и рыбку из пруда;
-после дождичка в четверг
6.Сколько среди названных крылатых выражений принадлежит И.А.Крылову:
-«И вместе трое все в него впряглись»
-«Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам»
-«Да только воз и ныне там»
-«А вы, друзья, как ни садитесь»..
-«У сильного всегда бессильный виноват»
-«А он, мятежный, просит бури»
7.Сколько среди данных представлено псевдонимов: А.Чехонте, М.Лермонтов, И.Бунин, А.Пушкин, М.Твен, Л.Кэрролл?
8.Сколько произведений М.Лермонтова здесь представлено: «Муму», «Бородино», «Песнь о вещем Олеге», «Три пальмы», «Девочка на шаре», «Метель», «Парус», «На севере диком»….
9.Сколько в ряду лишних понятий: ямб, эпитет, хорей, драма, дактиль, анапест, амфибрахий..
10. Сколько «Кавказских пленников» в русской литературе?
11. Определите, сколько художественных средств использовано в этом отрывке:
А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду и колючий
мороз прошел по деревне.
12. Сколько лишних фамилий здесь представлено: Л.Толстой, А.Чехов, И.Тургенев, В. Тропинин, Бестужев- Марлинский, В.Одоевский, О. Кипренский, Н.Гоголь, Ф. Достоевский.
III блок. Творческое задание. Максимальное количество баллов – 16.
Прочитайте текст и выполните задания в бланке ответов.
Е. И. Замятин «Огненное «А»
Которые мальчики очень умные- тем книжки дарят. Мальчик Вовочка был очень умный- и подарили ему книжку: про марсиан.
Лег Вовочка спать- куда там спать: ушки горят, щёчки горят. Марсиане-то ведь, оказывается, давным-давно знаки подают нам на Землю, а мы-то! Всякой ерундой занимаемся: историей
Иловайского. Нет, так больше нельзя.
На сеновале- Вовочка и трое второклассников, самых верных: Иловайского в угол. Четыре головы- над бумажкой: чертят карандашом, шу-шу, ушки горят, щёчки горят… За ужином большие читали газету: про хлеб, забастовки- и спорят, и спорят- обо всякой ерунде.
- Ты, Вовка, чего ухмыляешься?
- Да уж больно вы чудные: марсиане нам знаки подают, а вы- про всякую ерунду.
- А ну тебя с марсианами…- и про своё опять. Глупые большие!
Заснули наконец. Вовочка как мышь: сапоги, брюки, куртку. Зуб на зуб не попадает, в окошко пырг!- и на пустой монастырский выгон, за лесным складом купца Заголяшкина.
Четверо второклассников, самых верных, натаскали дров купца Заголяшкина. Сложили из дров букву «А – и заполыхало на выгоне огненное «А» для марсиан, колоссальное огненное «А» в пять сажен длинной.
- Трубу!.. Трубу наводи скорее!
Навел мальчик Вовочка подзорную трубу, трясётся труба.
-Сейчас…кажется…Нет ещё…Сейчас-сейчас…
Но на Марсе- по - прежнему. Марсиане занимались своим делом и не видели огненное «А» Вовочки. Ну, стало быть, завтра увидят.
Уж завтра -обязательно.
-Ты чего, нынче, Вовочка, чисто именинник?
-Такой нынче день особенный.
А какой не сказал: всё одно не поймут глупые большие, что именно сегодня начнётся новая, междупланетная, эпоха истории Иловайского: уж нынче марсиане обязательно…
И вот великая ночь…

Ответьте на вопросы:
1.Что Вовочка считает ерундой?
2.Где должна была произойти встреча с марсианами?
3.Почему марсиане не увидели «Огненное А» Вовочки?
4.Почему ночь в рассказе названа Великой?
5.Каким представляете себе Вовочку? (укажите 2 внешних и 2 внутренних признака)
6. Какой, по твоему мнению, должен быть финал? Допишите рассказ, сохраняя стиль автора. Объём работы – 10 – 15 предложений.








Ответы очного тура олимпиады по литературе 6 класс

I блок. Задания с выбором ответа, оцениваемые в 3 балла. Максимальное количество баллов – 36.

1. а
2. а
3. г
4. в
5. б
6. а
7. в
8. б
9. г
10. б
11. б
12. г



II блок. Задания с цифровым ответом, оцениваемые в 4 балла. Максимальное количество баллов – 48.


1. 12
2. 5
3. 6
4. 2
5. 3
6. 5
7. 3
8. 4
9. 2
10. 3
11. 4
12. 2


Литература 2011 (Очный тур)


Результаты.
Рейтинг школ.